Единообразного
версии о малой родине выдающегося деятеля НЕТ
Надеемся,
что читателям "Града" запомнилась серия публикаций о жизненном пути и
деяниях Святителя Иоасафа Белгородского, Прилуцкого Чудотворца. На
протяжении нескольких номеров мы рассказывали о знаменитом сыне казацкого
старшины Андрея Горленко, которого при крещении нарекли акимом. Большим
Святителем он стал уже в зрелом возрасте, а вот крещение Каким принял, как и
большинство жителей тогдашней царской России, еще мальчиком. Впрочем, в каком
именно году, похоже, пока неизвестно. Приходится
сомневаться и в реальном месте рождения нашего знаменитого земляка.
В
первом выпуске из серии о Святителя сказано, что он родился 21 сентября (по
новому стилю) 1705 в Прилуках. Эти
же данные находим и в издании «Святитель Иоасафа (Горленко) Белгородский и всея
Руси Чудотворец (1705 - 1754). Его ежечасная
молитва (краткий комментарий и толкование). 3-е
издание...» Книга вышла в 1914 под составлением князя Владимира Жевахова в
типографии Киево-Печерской Лавры, и один из экземпляров почти полностью
сохранился в городе над Удаем. А
недавно в руки попало другое книжное источник: «Святитель Белгородский. История
жизни Святителя Иоасафа, пересказанная для детей », выданное в 2005 году в
Белгороде. Уже
в начале иллюстрированной рассказы читаем, что «...Будущий святитель Иоасафа
Белгородский» родился ... в селе Замостье Полтавской губернии». Нетрудно
догадаться, что речь идет о настоящем селе Замостье Прилуцкого района. Расхождение, так сказать!
Кроме
того, стоит задуматься и над названием и местонахождением храма, где крестили
Якима. Если
он стал христианином в раннем детстве, то обряд вряд ли мог бы быть проведен в
Спасо-Преображенском соборе Прилук, как мы уже привыкли думать. Примерно
в тот промежуток времени храм находился на реставрации после разрушения, о чем
пишут интернет-издания.
Отношение
к канонизированных личностей в нашем православном обществе особенно
уважительное и серьезное. Поэтому
не приходится сомневаться, что легкомыслия в действиях и словах исследователей
и создателей жизнеописания Великого Иосаафа, пусть даже с «интернетовской»
пропиской, быть не могло. Не
похоже, что авторы решили «спрятать» истинную версию места рождения Якима
Горленко от взрослых или детей - в зависимости от адресной группы читателей. Значительная
часть детей все равно дорастет до взрослых книг, да и взрослые нередко впадают
в детство. Как
же объяснить существенную разницу в трактовках того же события?
Время
толщиной в 300 лет способен замаскировать множество подробностей. Но
откопать можно более точную информацию, что в данном случае является,
безусловно, важна, нужно. Это
задача историков и церковных деятелей, архивных завсегдатаев, журналистов и
всех, чьей участия требует память о чудесах Иоасафа Белгородского, Прилуцкого
Чудотворца. Интересно,
будет звучать эта тема на праздновании 100-летия канонизации Святителя, в
которое вскоре с головой окунутся Прилуки? И
удастся ли кому установить единственно точное место, которое осчастливил своим приходом в
мир Иоасаф?