Директор Прилуцкого филиала ОАО “Киив-Днипровске” МППЗТ Юрий Григорьевич Борзая в системе железнодорожного транспорта не новичков, за плечами имеет большой опыт профессиональной и организаторской работы. Трудовую биографию на предприятии начал из сентября 1973 года. Работал инженером, исполняющим обязанности главного инженера, главным инженером. А в марте 1983-го возглавил это предприятие. Поэтому в прошлом году праздновал сразу два “производственных” юбилея. Ю.Г.Хорт награжден знаком “Почетный железнодорожник Украины”, ему присвоено звание “Почетный работник транспорта Украины”.
За период своей руководящей деятельности помнит и значительно более сложные годы, чем нынешний, в финансово-экономических вопросах. Поэтому сегодняшний кризис, о котором только и слышать на всех уровнях, называет уроком на выживание и рациональное ведение хозяйства. О том, как возглавляемый им коллектив преодолевает трудности настоящего, наш рассказ.
ЗАКАЛКА ... ПО-КОРЧАГИНСКИ
- Самыми тяжелыми, - вспоминает Юрий Хорт, - по моему глубокому убеждению, были 1995-1997 годы. Тогда был не кризис, а настоящая разруха. Спад производства имел настолько большие масштабы, что даже не было средств, чтобы приобрести шпалы на содержание дороги. И, как это не парадоксально, пришлось удаваться, чтобы выжить, к методам... Павки Корчагина. Вблизи предприятия росли дикорастущие деревья. Ничего не оставалось, как купить бензопилку, пилить их, самостоятельно изготовлять шпалы и заключать, чтобы удерживать дорогу на наиболее аварийных участках. Тот период стал для нас настоящей закалкой, после которой нынешний кризис уже не кажется таким страшным... Хотя сегодняшние неурядицы все-таки ударили и по нашему предприятию. Причем, достаточно ощутимо. Если раньше в мае-июне начинался сезон перевозов грузов для строителей, увеличивались производственные объемы, нагрузки на работников, механизмы, локомотивы, то в этом году активность намного ниже. Прежде всего потому, что у строителей уменьшились объемы работ. В это время мы всегда возили из Донбасса компонент к глине, из которой делается кирпич, для ООО “Керамик-Прилуки”. За мая, было, перевозим им свыше сотни вагонов. В этом году - ни одного. Такая вот неутешительная статистика. То же и из БУ-1, которое мы обслуживаем. В предыдущие годы перевозили для потребностей этой организации щебень, отсев, песок, чтобы изготовлять бетон, а в нынешнем управление еще не приступило к активной деятельности, и заказов нет...
И все же, считает Юрий Григорьевич, невзирая на отсутствие массовых перевозов, ППЗТ работает, и есть надежда, что объемы будут расти. Ведь в городе приступили к реконструкции центральной площади и парка. И для изготовления плитки, которой они будут покрыты, железнодорожники доставляют подрядчикам (Варвинский филиала “Облавтодора” и ПП “Коптев Ю.В.”) необходимые материалы.
ППЗТ обслуживает и НГВУ “Чернигивнафтогаз”, Гнидинцивский ГПЗ, Прилуцкий нафтоналив.
- Чтобы выживать в это непростое время, - отмечает Юрий Григорьевич, - находим общий язык и с клиентами, в которых небольшие объемы работы, но их количество значительное - больше сорока субъектов. И каждый получает по вагону грузов. Среди таких - предприятия “Союз”, “Гранит” и другой.
- Задание Прилуцкого филиала ОАО “Киив-Днипровске” МППЗТ (межотраслевого предприятия промышленного железнодорожного транспорта), - продолжает Юрий Хорт, - высвободить предприятия от несвойственных им работ. То есть каждый должен выполнять свое дело: завод - выпускать машины, а ППЗТ - заниматься перевозами.
К УСЛУГАМ КЛИЕНТОВ - УНИКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА
По словам руководителя, ППЗТ имеет уникальные, редкие механизмы, по-дібних которым на всю область - единицы. Например, прошлогодней осени на станцию прибыл уголь для школ, какое змерзлося в вагонах. - И кто зна, - замечает Ю.Хорт, - как бы пришлось его выгружать, когда бы не воспользовались услугой нашего виброразрыхлителя грузов. Был и запасной вариант - воспользоваться “тепляком”, то есть оборудованием для разогрева угля. Такие механизмы, кстати, в нашем регионе есть только у нас, и получатели грузов обращаются за помощью, когда приходят “мерзлые” грузы.
Имеем и грузозахватное устройство - специальный грейфер, которым комплектуется железнодорожный кран. Есть и такой спецкомплекс, как повышенная колея, на которой одновременно размещается под выгрузку по длине 15 вагонов. Также есть локомотивы с мощными компрессорами, где выгрузка проводится с помощью сжатого воздуха, и подготовленные квалифицированы спеціа-лісти для управления этим процессом. То есть мы имеем уникальную возможность разгружать любой вид подвижного состава...
Жизнь идет вперед. И вхождение в рынок невозможно без модернизации на предприятии. Раньше, как утверждает директор, щебенку или другой материал нагружали на автомобили-самосвалы погрузчиком ТО-25. А теперь предприятия-перевозчики начали использовать транспортные средства нового поколения - КамАЗи с наращенными бортами и автомобили-иномарки, какие намного более высокие. Такую технику старый погрузчик уже несостоятельный обслуживать, потому пришлось в прошлом году закупити новый - Л-34, в которого большие объем ковша и высота стрелы. А следовательно быстрее нагружает и уменьшает время простоя автомобиля. Это очень выгодно, удобно и клиентам, и предприятию. Широкий спектр работ по нагрузке и разгрузке вагонов могут выполнять и мощные краны на железнодорожном ходе - 25-тонный и два 16-тонные.
УСЛУГИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ БЫСТРО И КАЧЕСТВЕННО
- Предоставляет предприятие, - добавляет Ю.Хорт, - и такие услуги, как розкредитування вагонов, использование наших кодов для получения груза. То есть бывают так, что предприятию, которое не имеет аккредитации на железной дороге, нужно получить какой-то груз именно в Прилуках. Чтобы оформить эту аккредитацию, нужно тратить много времени, бумажной волокиты. Мы же имеем возможность получить груз для этого клиента по своему адресу, по нашим реквизитам, выгрузить и обеспечить экспедиционное обслуживание, розкредитування вагону. И этим сразу разрешаем все проблемы клиента.
Обслуживаем промышленные, строительные, торговые, сельскохозяйственные предприятия, где единица измерения - вагон. В частности, сотрудничаем из агропромоб’єднанням имени Ивана Супруненко, ООО “Аг-рикор”. Последнее готовится к введению в действие мощного элеватора в Ивкивцях, который будет размещаться около наших колей и мы будем обслуживать его.
“КАДРАМИ НЕ “РАЗБРАСЫВАЕМСЯ”
- У нас, - говорит Юрий Григорьевич, - стабильный кадровый состав, мы проводим политику их сохранения. Потому что подготовка такого специалиста, как, например, машинист тепловоза, растягивается во времени до 5 лет. Поэтому кадрами не “разбрасываемся”. Хотя двадцать три года тому назад в коллективе было в четыре раза работников больше (в настоящий момент трудятся 79 человек). Дело в том, что именно в 1986-ом на железной дороге был брошен клич переходить работать на белорусский метод, которым предусматривалась экономия трудовых ресурсов. И вместо двух машинистов у нас оставался один. Фактически происходило сокращение кадров, продиктованное сверху, потому что мы подчинялись министерству путей сообщения СССР. И после этого большого сокращения из 320 человек коллектив уменьшился до 270.
При Советском Союзу у нас только на Ладанский участка работало свыше сорока человек, в четыре смены, круглосуточно. Был и локомотив, который обслуживал лишь Ладан, где отгружалось ежесуточно 15-20 вагонов (!) готовой продукции. Кроме того, по Прилукам было задействовано больше десяти погрузчиков щебню, песка, других материалов. И насчитывалось на предприятии свыше 100 своих вагонов, которые работали только на Прилуки. С распадом же Союзу ситуация изменилась, объемы работы значительно уменьшились. Но даже при таких условиях мы людей на улицу не “выбрасывали” (хотя и были частные случаи прямого сокращения - не больше десяти человек за 15 лет). Дирекция пыталась найти возможность, чтобы человек или к пенсии доработала, или перевелась на другую работу, и сокращались уже “голые” должности. Но на то время мы были самостоятельным предприятием, юридическим лицом и решения принимали сами. А из 2002 года, после некоторых реорганизаций, стали филиалом.
ДОЛГОВ - НЕТ, НАСТРОЕНИЕ - ОПТИМИСТИЧНО...
По мнению Юрия Хорта, по работе транспорта можно судить, в каком состоянии промышленность всего государства. Работает промышленность - работает и транспорт, который зависит от производителя. Простаивает промышленность - и транспорту незачем делать. Поэтому, мол, и железнодорожники чувствуют на себе кризис.
- Недавно, - рассказывает Юрий Григорьевич, - проходила Всеукраинское отраслевое совещание по итогам первого квартала в этом году. И из 32 предприятий только 8 выполнили плановые объемы перевозов. К сожалению, в число последних мы не вошли - не “дотягнули” 22 процентов к выполнению. Но, невзирая на это, налоги платим регулярно и долгов по зарплате не имеем. Это - за счет реализации собственных антикризисных мероприятий на предприятии, в основном экономии материально-технических расходов, энерго- и теплозбереження. Заменили окна, закрыли некоторые комнаты, которые мало используются, отдельные цеха. Употребили ряд мероприятий по экономии электроэнергии, газа. Поэтому и долги отсутствующие. И, невзирая на кризис, настроенные оптимистично, с надеждой, что будем и в дальнейшем нужны нашим партнерам, клиентам, а лучшие времена не замешкаются.
...И ЛЮДЯМ ХОЧЕТСЯ ИДТИ НА РАБОТУ
В коллективе ППЗТ умеют не только рьяно работать, но и содержательно отдыхать. Директор Юрий Хорт и председатель профкома Николай Юрченко рассказали, что каждый год почти треть пра-цівників предприятия имеет возможность оздоровиться на ведомственной базе отдыха “Скала” в поселке Миколаивка, что в Крыму. База находится на березе Черного моря, и для отдыха людей созданы прекрасные условия. А детей членов профсоюза в прошлом году оздоравливали на Закарпатье, в позапрошлом году - в Алуште.
Ежегодно в день профессионального праздника профсоюз организует интересный досуг на березе Делаю вид около села Кулишивка на Варвинщини. С кашей, шашлыками. С купанием в реке, ведь там есть красивый пляж, где можно отвести душу и взрослым, и детям. Поэтому выезжают туда семьями. И получают каждый раз большое удовольствие, хорошего настроения хватает на целый год.
На предприятии действует неписаное правило: юбиляров, которым исполняется 50, 55 и 60 лет, чествовать в актовом зале, цветами, подарками, поздравительными адресами, искренними, теплыми словами, чтобы это событие запомнилось людям на всю жизнь.
- Словом, - подытоживает Юрий Григорьевич, - и администрация, и профком делают все, чтобы людям хотелось идти на работу и возвращаться домой с хорошим настроением и воодушевлением на хорошие дела.
Григорий Калиш. Газета «Прилуччина», 40 от 12 июня 2009 года
|