“За матушкой грущу. Живу с бабушкой и папой. Уже люблю тетю наташу и мечтаю стать мотогонщиком...”
История восьмилетнего Сашка Прокопенко похожа на сотне других. К сожалению, в нашей жизни учащаются случаи, когда дети теряют своих родителей. Досадно, когда иметь с отцом сами отрекаются от своего ребенка и бросают его на усмотрение судьбы. Но более найболючіше, когда у ребенка самого дорогого в мире человека отбирает безжалостная и черствая смерть.
В народе говорят: если не становится отца, ребенок остается полусиротой. А не становится матери - ребенок сирота.
Трагедия случилась почти на заре Сашкового жизни. Мама умерла, когда ему не было еще и шести. Валентины не стало внезапно. Молодая, красивая, здоровая женщина, и кто бы мог такое подумать. В селе говорят, Валя умерла от сельской работы. Чтобы жить более-менее достойно, вдвоем с мужчиной Анатолием они держали в Замисти достаточно большое хозяйство - свині, коровы, птица. Обрабатывали немало земли. Да и делать кое-как Валентина никогда не любила, прагла, чтобы все было толком и во дворе, и на огороде, и, конечно, в жилище. Чтобы и убрано было, и выстирано. И есть, чтобы было вкусненьким. Поэтому просыпалась на рассвете, надевала ботинки в резиновые сапоги, а жилы как раз на березе тихоплинного Делаю вид, и айда к скоту. Потом везла на базар молоко. А после еще и успевала на работу к амбарам. После работы - снова хозяйство. Одним словом, прислушиваться к себе и к своему организму было некогда. На головные боли, которые учащались, сначала не звертала никакого внимания. “Когда там болеть, работы же столько", - думала все время и глушила боль таблетками. А когда уже и те перестали помогать, пошла к врачам. К сожалению, поздно. Диагноз был страшным. Медицинскими терминами непонятный и закрученный. А по-просто - рак головного мозга. Собралась на лечение, и уже не судились... К первому классу сына выряжали уже только отец и бабушка.
Из Сашком я познакомилась в Замистянский школе. Там он учится во втором классе. В настоящее время ему уже восемь лет. Директор школы и учителя парнем не нахвалятся. Говорят, умный, хорошо учится, товарищеский и не по-детски рассудительный. За советом в школе идут все к нему - то ли ровесники, или старшеклассники, меньшие дети - он дружит со всеми. Парнишка откровенный и открытый. В этом я очень быстро убедилась. Уже через несколько минут нашего знакомства появилось ощущение, что мы знаем друг друга давно и между нами нет разницы в возрасте. За небольшой промежуток времени он поведал мне обо всем своем жизни-бытии. Откровенно, не кроясь. Рассказал, что у него много друзей, что любит читать детские книжки о природе и фантастике. Да и сам в порядке на всяческие выдумки. Особенно любит выдумывать разные игры для друзей. Но самое любимейшее занятие - кататься на велосипеде.
- Его мне 19 октября подарили на день рождение папка и тетя Наташа ... ну моя новая мамка, - выжег Сашко, не запинаясь. - Еще она спекла мне огромный торт. Тогда же подарили и волейбольный мяч, и машинку...
- А где же твоя настоящая мама? - спросила осторожно.
- Умерла, - ответил как-то по-взросло и серьезно малый. - У ее был рак, - и улыбка на мгновение исчезла из лица. - Я не очень пам’-ятаю, что там и к чему. Ну за мамкою скучаю. Иногда хочется прильнуть к ней.
Мне показалось, что Сашкови на глаза набежали слезы, но он по-детски продолжил дальше:
- А ... тетя Наташа у нас недавно. Ну, папка с ней теперь живет в Прилуках. И я туда езжу на выходных, или на каникулах. Сначала она мне не понравилась, а теперь я уже ее даже люблю. У нее компьютер дома есть. Теперь у нас три дома, три огороды и шесть телевизоров. А еще в меня теперь есть старший брат. Правда, он делает и живет в Чернигове. Это сын тети Наташи. А другой ее сын и мужчина погибли в автокатастрофе. Еще у меня есть сестра родная по мамке. Ну она с нами не живет. Ее бабушка, мамочкина мамка, забрала.
- А с кем же ты живешь? - пытаюсь уточнить.
- Но с бабушкой Танею и дедом Павлом, и папкой. Как мамка умерла, мы жилы дома вдвоем с папкой. А он же на работе, меня не с кем оставить, да и трудно ему самому за всем присматривать. Так мы потихоньку и перебрались к бабушке. Папка у меня ветлікарем в Сухополовий работает. Когда-то служил в Афганистане. Очень любит играть в карты и ходить на охоту. У него даже ружье есть. И я уже двадцать четыре раза из нее стрелял по мишени. Раз чуть в десятке не попал. А однажды папка подстрелил дикую утку, а я ее нашел. Правда, на охоту мы ходим нечасто, через папчину работу. Да и дома работа. Мне тоже достается. Мои обязанности - всходить по хлеб, слезать по стремянке в погреб по картофель и другие овощи, наносить воды. А тогда уже, как все поделаю, могу гулять. Зимой из велосипеда, если есть снег, я пересаживаюсь на сани. У нас, в Замисти, здесь такие являются горами высокие и крутые! Мы ходим кататься из них. Лучше всего, конечно, съезжать на шариках. Тогда летишь!
- А не больно на клеенке, не страшно? - пытаюсь вставить свое “я” в языковой поток парня.
- Бывают и больно, а, чтобы не страшно, я глаза закрываю. Когда-то так перекрутился, как будто сальто сделал. А в прошлом году с бабушкой мы ездили поездом в Крым. Ехали долго-долго, и в Черном море я купался... И в Манжосивци на сцене выступал в клубе. Читал юмореску радость “Папы”. Хотите и Вам прочитаю?
- Давай, - говорю. Сашко рассказывал ее, как настоящий артист. Его внешность как раз подходит для этого жанра - низкорослый, лицо кругло и глаза находчивы, как метеориты. Мы долго и искренне хохотали из той радости папы. А пересміявшись, малый Прокопенко совершенно серьезно продолжил дальше:
- А знаете, кем я хочу быть? Впрочем, по-видимому, не скажу. Это опасно.
- По-видимому, бандитом?
- Да нет, - захохотал.
- Ну, тогда шахтером? - пробую угадать.
- Нет.
- Хоть на какую букву начинается? - не отступаюсь.
- На “м”.
- Тогда - милиционером?
- Опять не угадали.
- Знаю, мотогонщиком, - леплю в десятке.
- А как вы догадались?
- Так ты же на велосипеде любишь кататься и из высокой горы не боишься спускаться, - хитрю, потому что угадала совсем случайно.
- Когда-то мы с папкой ездили на мотокросс, - замечтавшийся продолжил Сашко, - так я тех малых юниоров вблизи видел, что на маленьких мотоциклах гоняют. Шкода, не повезли хоть посидеть на одном из них...
В пустом классе мы шумели из Сашком еще долго, пока звонок не позвал на урок после большого перерыва. Балясничали и о друзьях, и о подругах, и о других простых, но для него, казалось, такие важные вещи. И распростились, как друзья. От общения с ним на душе аж посветлело, к этому же было как-то плохо. Детская беззаботность, наивность, искренность, жизнерадостность, даже невзирая на то, которое нет поруч мамы... Нет, Сашко - не сирота. В известной мере ему повезли... Повезли с отцом, с бабушкой... Чувствовалось, что он не обделен родительской любовью, беспокойством, лаской. Хочется верить, что когда и повзрослеет, он не почувствует их дефициту. Что не отвернется от него отец, тетя Наташа, к которой малый уже чувствует какие-то позитивные чувства, заменит ему маму - нежную, любящую, которая всегда поймет, поможет, поддержит... Соглашаюсь, такое бывает редко. Но бывают!!
Газета «Прилуччина», №36 от 29 мая 2009 года
|